В 1923 году в Гомеле образована школа-дом имени Пятой годовщины Октябрьской Революции с семилетним образованием. В то время семилетка располагалась в здании по ул. Липовая д.12 (сейчас ул. Пушкина). Здание школы тех времен сохранилось до сих пор - оно сейчас является одним из корпусов Гомельского телерадиоцентра. Всего обучалось в школе 82 мальчика и 80 девочек. Школа имела статус интерната или школы-дома. Ученики были разбиты на группы, а не на классы. Всего в школе было 30 помещений, из которых 6 были предназначены для проведения занятий. Педагогический коллектив составлял 16 человек, причем почти 40% из них не имели педагогического образования. Кроме педагогического, был еще административный персонал: заведующий хозяйством, врач, зав. складом белья, 2-е прачки, повар, истопник и уборщица. В семилетке был создан один из первых в Гомеле пионерский отряд. Пионеры помогали в ликвидации безграмотности, собирали книги для села. В школе проводились экскурсии и выставки, действовала художественная студия. С 1939 года школа находится в здании по ул. Волотовской. Она насчитывает 20 классных комнат.
Герб
ГИМН ГИМНАЗИИ
Нам гимназии настежь распахнуты двери,
Нас здесь ценят, всегда понимают и ждут.
И поэтому каждый из нас твёрдо верит
В свои силы и знает: победы придут.
ПРИПЕВ:
Гимназия! Тебя благодарим
За годы счастья, за возможность стать мудрее,
Мы радость детства в сердце сохраним.
А ты всё та же, ты душою не стареешь!
-----------------------
Это наш мир особый, мир знаний, науки,
Мир открытий, событий, побед и тревог,
С самых первых шагов нам протянут здесь руки,
Чтобы каждый стать мудрым и грамотным мог.
--------------------------
Вам спасибо за труд непростой, педагоги,
За поддержку и помощь, за добрый совет,
Вы всегда с нами рядом на трудной дороге,
Вы нам дарите радость, улыбку и свет.
В 2009 году гимназии №10 в Гомеле исполнилось 70 лет, и хотя это может показаться достаточно долгим сроком, история этого учебного заведения уходит корнями в более далекое прошлое.
Истоки гимназии можно проследить до школы имени 5-ой годовщины Октябрьской революции, которая была расположена на улице Липовая, 12 и была открыта в 1922 году. Уже в 1939 году была открыта 27-я Сталинская школа на улице Волотовская, 9, которая теперь является одним из корпусов гимназии №10.
В годы оккупации здание использовалось различными способами: в качестве конюшни, госпиталя, и для других нужд. В 1949 году школа получила имя великого русского поэта А.С.Пушкина, а с 1961 года в гимназии началось углубленное изучение английского языка. На данный момент многие предметы в гимназии преподаются именно на английском языке.
Наконец, в 1976 году было построено новое здание для гимназии, которое стало символом ее непрерывного развития и движения вперед.
Гимназия №10 Гомеля является одним из лидеров в области образования, о чем свидетельствует успешное прохождение централизованного тестирования, высокие показатели поступления выпускников в ВУЗы и активное продолжение обучения за рубежом. Отличительной чертой гимназии является активное проведение внеклассных мероприятий, включая спектакли на английском языке для учеников 2-3 классов.
Большим методическим объединением является объединение учителей английского языка с 22 преподавателями, половина из которых имеет высшую и первую категорию. Учащиеся и учителя гимназии активно участвуют в международных проектах, включая программы обмена с образовательными учреждениями Швеции и Абердина. Гимназия является также ассоциированной школой ЮНЕСКО, и каждый год принимает делегации из других стран.
Визиты делегаций способствуют совместной учебе и внеклассному общению, а также позволяют ученикам участвовать в работе Детского Европейского Парламента. Поддержание международных связей входит в обязанности заместителя директора по учебной работе Наталии Ивановой, выпускницы гимназии, и Клуба международной дружбы.
Одной из форм работы Клуба международной дружбы гимназии №10 является издание газеты на английском языке, отражающей как внутреннюю жизнь гимназии, так и ее участие в международных проектах. Недавно гимназия приняла участие в 23-й международной молодежной экологической конференции в Абердине, Шотландия, на базе Абердинского университета. Учащиеся представляли экологический проект о защите редких видов животных в Беларуси. Конференция предполагала глубокие экологические знания и владение английским языком. Неделя в Шотландии была очень насыщенной: участники конференции работали в узкоспециализированных секциях, представляли культурное наследие своей страны и региона, общались со сверстниками из других стран и узнавали больше о жизни в Шотландии.
Однако для реализации таких проектов и полномасштабного сотрудничества с зарубежными странами требуются отличные знания иностранных языков. Для этого необходимо углубленное изучение предметов и возрождение советской практики обучения в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Подобные проекты играют важную роль в развитии системы образования в целом и образовательных учреждений в частности. Сотрудничество с отечественными вузами и средними образовательными учреждениями также имеет большое значение. Это сотрудничество положительно влияет на качество обучения и развитие образовательных учреждений.
С каждым годом международная молодежная экологическая конференция в Абердине становится все более масштабной и значимой. В 2004 году она была посвящена только правовым вопросам, в 2006 году уже были приглашены участники из других школ, а тематика стала шире. В прошлом году конференция собрала участников из 25 школ и 200 молодых ученых. В этом году было подано более 300 заявок от большинства школ Гомеля. Темы стали более разнообразными и глубокими по сравнению с прошлыми годами. Такие мероприятия помогают ученикам из разных школ общаться и сотрудничать, углубляют их знания, способствуют развитию школ и раскрытию творческого потенциала детей. Конференция “Свободный выбор” подводит итог научно-исследовательской работе учащихся общеобразовательных школ Гомеля. Традиционными стали такие ученические научные форумы как “Мележевская” конференция и “Гаазовские чтения”. Работы, представленные на лингвистической конференции, уже были признаны лучшими на предыдущих мероприятиях. “Свободный выбор” уникален тем, что ученики самостоятельно выбирают темы своих исследований и не ограничены в методах познания и представления материалов. Учащиеся активно участвуют и в конференциях в других школах города, области и страны.